В корзине 0 покупок
оформить заказ

> Статьи > Велосипедные вилки

Велосипедная вилка представляет из себя одну из составных частей самого велосипеда, которая является устройством прикрепления колеса к раме. Велосипедная вилка имеет возможность поворачиваться.

Все велосипедные вилки можно разделить на два вида:

- Жесткие вилки (или обыкновенная вилка).

- Амортизационные (или же амортизированные), то есть мягкие вилки с амортизатором.

Амортизационные вилки в настоящее время все больше и больше завоевывают рынок! Сейчас такие мягкие вилки устанавливают на все классы байков, исключая при этом, только шоссейники! Уже вовсю применяют амортизационные вилки с малым ходом на гибридах (смесь горного с шоссейным велосипедами).

На современном рынке представлено огромное количество вилок с амортизатором, но стоимость на них очень сильно варьирует! Стоимость такого вида велосипедной вилки полностью зависит от качестваи долговечности устройства. Дешевые вилки оснащаются самыми дешевыми простыми пружинными амортизаторами, не обладают никакими регулировками, за счет чего достаточно быстро приходят в негодность!

А вот дорогие качественные модели фактически неубиваемые, полностью регулируются, при этом поглощают все удары.

Для чего необходима амортизационная вилка?

- вилка амортизационная увеличивает уровень комфорта велосипедиста, так как способна снижать вибрационно-ударную нагрузку на переднюю часть велосипеда, а именно на раму, колонку рулевую, а также на руки.

- амортизационная вилка убирает «тормозящий эффект» кочек дорожных, то есть вилка как бы «отслеживает» дорогу! За счет этого обеспечивается лучшая управляемость. Кроме этого, амортизационная вилка продлевает срок службы ряда узлов за счет компенсации и амортизации ударов.

За счет всего этого, амортизационная вилка позволяет велосипедисту преодолевать неровности на более значительной скорости. И конечно самое основное то, что при этом тратится меньше энергии, а значит, что человек будет уставать меньше и будет наблюдаться меньший износ составных частей велосипеда!

Недостатки вилок амортизационных

К негативным сторонам амортизационных велосипедных вилок относится более высокий, чем у вилок жестких вес (в 2-3 раза – диапазон порядка от 1.3 до 3 килограммов в зависимости от стоимости, назначения, типа и так далее), а также потеря части энергии при раскачивании (то есть, когда вы вращаете педали часть усилия передаваемого будет «съедаться» амортизацией). Эта особенность наиболее заметна при педалировании силовом, а также при езде в гору! Но вилки велосипедные становятся все более и более облегченными, а также на многих вилках имеются настройки, которые позволяют сделать велосипедную вилку более жесткой (или же наоборот), а также имеется возможность полностью заблокировать ее ход!

Основные понятия амортизационной вилки, или из чего она состоит?!

- Демпфер. Представляет из себя элемент, который демпферирует колебания, гасит колебания (должен уметь быстро сжиматься и достаточно медленно возвращаться в исходное состояние. Демпфер может быть масляным, воздушным или эластомерным.

- Пружина. Представляет из себя элемент, который функционирует непосредственно на сжатии вилки, гасит нагрузки ударные. Пружина может быть пневмонической или стальной.

- Регулировка демпфера.

Пружинные вилки являются наиболее дешевыми, и тем самым  являются самыми «неамортизирующими» вилками! Также являются одним из самых первых вариантов велосипедных вилок с амортизатором. В таком типе вилок функцию амортизатора выполняет пружина. Способна погашать не все удары, но несмотря на это, является достаточно долговечной и способна подойти для нормальных покатушек. А вот для байкеров профессиональных такой вид вилки не подойдет!

Пружинные вилки можно разделить на два типа:

- нормальные

- плохие

К «нормальным» пружинным вилкам относят пружинные вилки типа Suntour, RST тому подобные. Их стоимость способна варьировать от 1500 и до 2500 рублей! Их ход полностью отвечает обещаниям производителя. Единственное, что оставляет желать лучшего, это качество сжатия! Это связано с тем, что пружины в данных моделях функционируют полностью без демпфера. Такие пружинные вилки способны служить очень долго, но способны начинать «люфтить» в ногах!

«Плохие» пружинные вилки стоят не дорого, их стоимость находится в диапазоне 600-1500 рублей. Чаще всего, производитель таких вилок не очень известен. Производители часто обещают ход амортизационный 65 миллиметров и более. Хотя в реальности, максимальное сжатие «натужное» составит только 30 миллиметров!

Пружинно-эластомерные велосипедные вилки.

Такие вилки имеют не очень высокую стоимость. Такая вилка представляет из себя пружинную вилку с встроенным в нее объектами-эластомерами, которые и гасят удар.

Эластомер представляет из себя стержень, выполненный из полимерного материала, который и выполняет функцию демпфера. Вариант бюджетный амортизационной вилки, не «текут» маслом, не «травят» воздух! Самыми рекомендуемыми являются пружинно-эластомерные вилки фирмы Rock Shox, которые считаются самыми лучшими в своем классе!

Недостатком пружинно-эластомерных вилок является то, что при температурах низких эластомеры мерзнут, и как следствие, теряют свои свойства!

Система функционирования данных вилок очень простая: в пружине располагается небольшая резиновая трубочка (эластомер), которая за счет сильного прижима к внутренней стороне не позволяет ей слишком быстро разжиматься на ходу обратном. А это означает, что все функционирует на трении, что соответственно является очень недолговечным и ненадежным. Пружинно-эластомерные вилки не регулируются или же регулируются только LockOut и Preload.

Воздушные вилки.

Функцию пружины в такой вилке выполняет воздух, который накачивается насосом. Также воздух выполняет и функцию гасящего элемента. Такой вид вилок является первым шагом к профессиональным устройствам. Являются хорошими легкими вилками, только вот при экстремальном использовании, за счет понижения плотности манжет, способны пропускать воздух. В своей модельной линейке практически все производители имеют данный вид вилок! Кроме этого, данный тип вилок широко применяется любителями кросс-кантри из-за того, что они обладают низким весом! Но несмотря на это существует высказывание о том, что данный вид вилок не чувствительны к незначительным ударам, и на незначительных неровностях ведут себя немного не адекватно!

У воздушных вилок имеется небольшое количество  настроек, то есть есть возможность регулировать (preload)в очень значительных пределах.

Масляно-воздушные вилки.

В данном виде вилок пружиной выступает воздух, а вот маслянистый картридж гасит удары. Такой вид вилок считается очень долговечным! Производителями являются Rock Shox, Marzocchi и другие. Данные вилки нуждаются в постоянном контроле давления в картридже. Неоспоримым плюсом является незначительная чувствительность к температурным перепадам.

Масляно-пружинные вилки.

В роли демпфера выступает картридж, который заполнен маслом. Как и в предыдущих вариантах остается пружина из стали. Данный вид вилок отличается от других видов своим качеством, которое намного лучше, и конечно же, стоимостью, которая намного выше! По всем характеристикам такая вилка намного хуже способна гасить удар, чем предыдущие виды, но при этом является более качественной! Лучше всего такая вилка подходит для серьезных нагрузок. Данный вид велосипедной вилки является наиболее надежной, удобно настраиваемой и дорогостоящей амортизационной вилкой!

Данный вид вилки выпускается следующими производителями: Marzocchi семейства Bomber, Rock Shox семейства Psylo, Manitou семейства Black. Верхний потолок стоимости на данный вид вилок определить достаточно сложно. Ход вилок способен доходить до 200 миллиметров, а у Marzocchi Bomber Super Monster способен доходит до 300 миллиметров!

Данный вид вилок является наиболее популярным у агрессивных райдеров, а также применяется при нереальных нагрузках.

Стандарты велосипедных вилок

В дюймах измеряется диаметр трубы вилки. Один дюйм приравнивается к 2.54 сантиметра.

Вилки, как жесткие, так и амортизационные, обладают четырьмя основными стандартами:

- 1” дюйм – старый стандарт. Какой раньше был на советских велосипедах.

- 1“ и 1/4” (дюйм и одна четвертая).

- 1” и 1/2” (дюйм и одна вторая).

- 1” и 1/8” (дюйм и одна восьмая). Является самым распространенным.

В настоящее время большинство вилок амортизационных обладают рулевой трубой, которая имеет диаметр равный одному дюйму и одной восьмой (1 и 1/8). Данный общепринятый стандарт поддерживается производителями велосипедных рам, велосипедов, а также рулевых колонок.

Одним из главных параметров является величина длины крепежной трубы. Обычно она составляет около десяти дюймов. Все лишнее затем просто спиливается при помощи ножовки.

Кроме этого, велосипедные вилки можно классифицировать и по размеру колеса. Исходя из этого вилки могут быть для велосипедов детских под колеса 10”, 12”, 16”, 18”, 20”, для подростковых или экстремальных велосипедов под колеса 24”, а также для взрослых под колеса 26”, 28”.

Расстояние между перьями различно в зависимости от вида велосипеда. Обычно используются двухстандартные крепления под тормоза (для дисковых и вибрэйков).

Также велосипедные вилки можно подразделить на:

- безрезьбовые (aheadset), как жесткие, так и амортизационные.

- резьбовые (headset).

Большинство современных вилок являются безрезьбовыми. Это исходит из видов колонок рулевых. Так, подшипник, в резьбовых колонках, прижимается при помощи гайек. Вначале одна гайка с конусом, после этого шайбочка с усом и контргайка! Данная система уже проверена столетиями, но при этом является неустойчивой! Склонна разбалтываться и люфтить! Наиболее это ощутимо на ригидах ( то есть велосипедах, который не имеет передний амортизатор), где данные вилки и используются наиболее часто. А вот в колонке безрезьбовой подшипник держит вынос руля. При этом нет никакой резьбы на трубе вилки. Фиксация выноса руля происходит за счет так называемого «якоря» (стержень, который способен расширяться и держать вынос). «Якорь» устанавливается в трубу вилки! «Якорь» прочно прижимает вынос, за счет чего не позволяет системе разбалтываться. Сам вынос затягивается на трубе при помощи двух больших винтов. Данная модель зарекомендовала себя намного лучше, она является более надежной, чем резьбовая! В настоящее время вилок резьбовых становится все меньше и меньше. Именно из-за этого рекомендуется переходить на вилку безрезьбовую! Такая вилка в реальности намного лучше и эффективнее. В вилках резьбовых вынос руля прикрепляется к трубе при помощи крепления расширяющегося.

Деление по величине длины хода:

- Длинноходные. Ход составляет 120-300 миллиметров и даже более. Вилки амортизационные для специализированных велосипедов двухподвесных для спуска скоростного DownHill.

- Короткоходные. Величина хода составляет 25-40 миллиметров. Амортизация для гибридных, прогулочных, кроссовых, городских велосипедов.

- Средние. Величина хода составляет 50-75 миллиметров или же 75-100 миллиметров. Вилки амортизационные для активного катания, туризма, гонок кросс-кантри.

Составные части велосипедной вилки

Большое количество вилок амортизационных создается по принципу телескопа, а именно труба меньшего диаметра располагается в трубе большего диаметра. Вилки состоят из штанов, то есть труб большого диаметра, в которых располагается амортизатор, и по которым ходят трубы внутренние (ноги вилки). На их стыках располагаются манжеты, которые необходимы для предотвращения попадания грязи и пыли внутрь вилки! На недорогих вилках могут сверху ног располагаться резиновые пыльники. Ноги вилки чаще всего крепятся гориллой для усиления конструкции. Кроме этого, на ногах вилки располагаются крепежи под дисковые и обычные (V-brake) тормоза, также разъемы для крепежа оси под названием дропауты. Корона вилки обеспечивает соединение рулевой трубки и двух ног вилки велосипеда. Настройки велосипедной вилки чаще всего находятся на короне или же могут располагаться в нижней части ног вилки.

Классификация по компоновке:

- Перевернутые. Система «телескоп», но внизу располагаются «поршни» вилок. Это способствует уменьшению неподрессоренной массы (улучшает сцепление с поверхностью), но при этом вилки становятся более тяжелыми и дорогостоящими. Кроме этого, на поршни попадает больше грязи. Но несомненно и то, что перевертыш лучше отрабатывает различную мелочь. По сравнению с обычной вилкой с такими же картриджами, уровнем масла и пружинами, то перевертыш будет намного лучше отрабатывать в целом неровности, а не только мелочь!

- Специфические. Вилки амортизационные для велосипедов с многорычажной и многопоршневой системой. Также амортизационные вилки с одной «ногой» (например, HeadShok Lefty Max на велосипеде Cannondate).

- Обычные. Это наиболее пользующиеся популярностью вилки с системой «телескоп». Состоят из двух труб различного диаметра, которые вдвигаются друг в друга. Длинноходные вилки, чаще всего, изготавливают в виде «двухкоронных», а именно два звена соединяющих «ноги» вилки.

Типы регулировок

Extension Control (Регулировка величины длины хода вилки)

- Регулировка или блокировка длины хода вилки. Бывает так, что иногда данные настройки выносят прямо на руль.

Rebound (Отбой, отскок)

- Регулировка скорости отскока вилки, то есть величина скорости возврата в изначальное положение.

Preload (Нагрузка предварительная)

- Настройка в амортизационной вилке величины жесткости пружины. В недорогих вилках Preload оказывает незначительное влияние на действительную жесткость пружины! Регулируется за счет внешнего регулятора или же за счет замены пружины!

Compression (Величина скорости сжатия)

Регулировка величины скорости сжатия амортизационной вилки (то есть обратная величина Rebound).

LockOut (Блокиатор)

Блокировка хода вилки амортизационной (то есть вилка становится «жесткой»).

Производители

В России наиболее известными производителями амортизационных вилок являются Manitou, Rock Shox, Marzocchi, SR SunTour, RST.

Как правильно производить уход за амортизационной вилкой?!

В целом, какого ьо особенного ухода не требуется! Практически все современные вилки являются герметичными. В том же случае, если вилка недорогая, то у нее на ногах одеты пыльники! Пыльники – это палочка о двух концах!!! С одной стороны, они защищают подвижные ноги вилки. А вот с другой стороны, если в них попадает грязь, то она там будет спрятана очень надежно! Также пыльник не позволяет осуществлять контроль за состоянием сальников и ног! Но необходимо помнить и то, что вилки эластомерные в принципе одноразовые! Продлить их жизнь возможно при помощи данных пыльников! Необходимо постоянно следить за их состоянием, а именно не начали ли они собирать пыль, не прохудились ли они? Уход заключается в периодическом осмотре пыльников. Также иногда необходимо их стаскивать со штанов, приподнимать и производить осмотр частей подвижных вилки на наличие грязи и повреждений! Если имеется грязь, то ее нужно будет убрать! В том случае, если прохудились пыльники, то их нужно срезать не разбирая вилку, после чего нужно будет производить уход за вилкой с открытыми ногами! В дорогих вилках пыльников нет! Там имеется достаточно высокая защита от грязи, и не требуется устанавливать что-то дополнительно! Уход за дорогими вилками должен заключаться в протирании сальников и открытых ног после грязных поездок!

Если будут замечены потери свойств вилки, то рекомендуется отдать вилку на процесс переборки! Но надо помнить то, что переборка представляет из себя очень трудоемкий процесс, и не все мастерские могут взяться за такую работу, так как часто просто сложно найти необходимые детали (например, сальники)!


Другие интересные материалы:
Ключ BIKE HAND (набор) 10 YC — 289
Ключ BIKE HAND (набор) 10 YC — 289

 — 11 предметов — шестигранники 2 х 2,5 х 3 х 4 х5 х 6мм...
Author Energy
Author Energy

МОДЕЛЬ ENERGY...
Author A-Ray-4
Author A-Ray-4

МОДЕЛЬ...
Ключ для педалей BIKE HAND YC — 156A
Ключ для педалей BIKE HAND YC — 156A

 — гаечный ключ для педалей 16 х 15, 17 х 15 мм — длина...